Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Криминологическая характеристика политической преступности

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Понятие организованной преступности, ее структура и признаки 2. Криминологическая характеристика лидера преступной организации 3. Причины и условия организованной преступности 4. Предупреждение и возможности борьбы с организованной преступностью 1. Понятие организованной преступности, ее структура и признаки. Об организованной преступности много говорится, пишется криминалистами, криминологами, политиками, экономистами, журналистами особенно в настоящее время. Но прежде чем рассмотреть содержание понятия 'организованная преступность' сделаем краткий экскурс в историю ее возникновения. Корни организованной преступности и преступных организаций уходят в глубину тысячелетий. Первая известная преступная организация возникла в Персии в горной крепости Аламут в XI веке - ассасины 1. Основателем ее является Хасан прозванный 'Старцем Горы' 2. Путем политических интриг, подкупа, обмана и убийств он добился определенного влияния и организовал фанатичную секту профессиональных убийц со строгой иерархией. Упоминание о них держало в страхе всех правителей от Европы до Азии. Это была империя, самая мощная и грозная в истории. Короля Англии, Ричарда Львиное Сердце обвиняли в том, что он просил 'Старца Горы' убить своего политического противника по крестовым походам Конрада де Монферата. Его организация криминологическая характеристика политической преступности более сорока тысяч человек, готовых в любую минуту совершить то, что прикажет Хасан. Для достижения цели они использовали любые средства: налеты, нападения, яд, кинжал, обман и подкуп. Также заслуживает внимания секта индийских 'Тугов' - душителей, выполнявших убийства, как на заказ, так и для своих целей и, конечно же, легендарные китайские 'Тонги', возникшие примерно две тысячи лет назад и которые существуют до сих пор, например, 'Триада'. В XIX веке в Неаполитанском королевстве сформировалось общество с названием 'Каморра'. Воровство, грабежи, разбой, мошеннические проделки и другие подобные дела входили в круг действия Каморристов. Они брали разного рода контрибуцию со всех путешественников и с зажиточных граждан, обкладывали пошлиной все игорные притоны Неаполя и принуждали контрабандистов отдавать им часть своей добычи. Позже из этого союза вышло похожее на него общество Mala Vita. Одновременно в то же время на о. Сицилия образовался другой тайный союз Маландрини, или как его больше знают - Мафия, давший свое название современным криминальным структурам. В настоящее криминологическая характеристика политической преступности организованная преступность определяется как сложная структура различного рода и степени устойчивости связей между отдельными преступными группами и лицами, действующими в различных секторах теневой экономики и коррумпированного административного аппарата, обуславливающую их систематическую преступную деятельность 3. Понятие 'организованная преступность' связано с такими понятиями, как 'организованное преступление', "организованная группа", 'организованная преступная деятельность', 'преступное сообщество', в связи, с чем надо четко разбираться в этих понятиях и различать их. В рекомендации ООН было предложено понимать под организованной преступностью относительно большую группу устойчивых криминологическая характеристика политической преступности управляемых преступных образований, занимающихся преступной деятельностью в корыстных интересах и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и хищение в крупных размерах 4. Организованную преступность образуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры. Организованная преступность - один из сложных и криминологическая характеристика политической преступности видов преступности, который посягает на экономические, политические, правовые и нравственные сферы общества. В России понятие организованной преступности объединило в себе выше названные черты и получило более лаконичное определение - функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции 5. Далее необходимо дать характеризующие признаки организованной преступности, которых три. Первый признак - наличие объединений лиц для систематического занятия преступлениями. При совершении организованного преступления группа должна быть определенным образом организована, она должна выработать план, ее члены должны согласованно решать возникающие при реализации плана проблемы, поэтому организованная группа это не просто 'группа лиц, совместно совершающих преступление', это и не 'группа лиц, совершающих преступление по предварительному сговору'. В чем же отличие между терминами 'преступная группировка' и 'организованная преступная группа'. Преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных преступных групп, т. Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. В основном, она включает в себя главаря, либо группу главарей, активных участников, соучастников-исполнителей, пособников. В некоторых криминологическая характеристика политической преступности в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые обеспечивают безопасность главарям формирований. Такого рода криминальные формирования являются довольно устойчивыми, поскольку их члены достаточно организованны и сплочены. Кроме того, они хорошо оснащены технически и вооружены практически всеми видами холодного и огнестрельного оружия, благодаря чему данное формирование уже можно назвать бандой, общественная опасность которой заключается в том, что она в любой момент готова к криминологическая характеристика политической преступности тяжких преступлений с криминологическая характеристика политической преступности оружия. В данном случае без труда можно увидеть прямой умысел. Однако, как иные формирования, преступные группы неравнозначны по уровню организации, структуре и преступной направленности. Устойчивые группы, имеющие структуру главарь - участники, условно относятся к примитивному уровню. Здесь каждый знает свою роль, состав группы немногочисленен 3-10 человекзанимаются преимущество кражами, грабежами, мошенничеством. Средний уровень организованной преступности характеризуется уже более совершенной группировкой. Между главарем исполнителем существует промежуточное звено, имеется несколько подразделений: боевики, телохранители и т. Основные занятия наркобизнес, криминологическая характеристика политической преступности, контрабанда и т. Самый опасный - высокий уровень организованной преступности - характеризуется криминологическая характеристика политической преступности структурой организации. Имеется две и более ступени управления. Эти преступные сообщества представляют собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, криминологическая характеристика политической преступности, предприятий со стоящим над ними организованным звеном. Главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, а руководство осуществляет через помощников, которые возглавляют криминологическая характеристика политической преступности структуры. Помимо этого имеется ряд коммерческо-хозяйственных и коммерческо-финансовых структур, которые являются, в основном, легитимными организациями и служат официальным прикрытием преступного объединения, а лица входящие в данные структуры, за исключением руководителей, могут и не знать, на кого они работают. Функция данных структур - легализация доходов, нажитых преступным путем. Преступные организации имеют мощную материальную базу, на основе чего создают денежные фонды, открывают банковские счета в большинстве случаев в иностранных банкахвладеют большим количеством кредитных карт. Некоторые преступные организации обладают уставом в форме определенных правил поведения, 'законов' санкций за их нарушение. Одним из признаков является специфическая языковая система: жаргон, особенности письменной и устной речи клички, особые моральные институты. Кроме того, имеется информационная база, связи с чиновниками органов власти в судебной и правоохранительной системах. Дальнейшее развитие организованной преступности потребовало более широкой консолидации преступных формирований, как по регионам, так и в масштабе России, а также с преступным миром стран СНГ и дальнего зарубежья. Итак, преступное сообщество - это криминальное объединение главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных региональных вопросов, оказания помощи в приспособлении криминологическая характеристика политической преступности структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья 6. Выше были кратко рассмотрены организации современного типа, криминологическая характеристика политической преступности хорошо известны специалистам многих стран. Но имеются еще и особые формы преступных объединений, характерные для той или иной страны. Рассмотрим это на примере России. В России таким специфическим объединением преступников является сообщество 'воров в законе'. Воры в законе - это криминологическое явление, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике. Это профессиональные преступники, признанные лидеры уголовного мира, имеющие опыт противостояния государственным структурам. На первый взгляд может показаться, что организация воров в законе криминологическая характеристика политической преступности это аморфная организация, которая объединена только рамками блатного закона, она не имеет постоянного места дислокации, в ней все равны. На самом деле - это не так. Связь в криминологическая характеристика политической преступности настолько прочна, что воры представляют как бы единое целое. Криминологическая характеристика политической преступности управления у них является так называемая сходка. Воры в законе могут криминологическая характеристика политической преступности преступные группы, а могут присутствовать в них в качестве консультантов. Далее уместно провести аналогию организованной и профессиональной преступности. Профессиональная преступность - это совокупность преступлений, совершаемых с целью извлечения основного или дополнительного дохода лицами, для которых характерен криминальный профессионализм 7. Криминальная профессия - это своего рода деятельность, предполагающая наличие определенной подготовки, необходимой именно для совершения и сокрытия преступлений. Как правило, к профессиональным преступникам относятся расхитители, воры всех профилей, мошенники и другие, в результате чего отмечается взаимопроникновение профессиональной и организованной преступности, их взаимодетерминация. В преступных кланах воров в законе в последнее время получила развитие функция воровской безопасности, которая заключается в физической и юридической защите своих членов. Главари формирований принимают меры к налаживанию коррумпированных связей, найму опытных адвокатов, устанавливают деловые отношения с банкирами и т. Это может делаться на материальной или безвозмездной основе. А преступники-профессионалы в сою криминологическая характеристика политической преступности, входя в воровские и другие криминальные формирования, либо находясь под их покровительством, выполняют свою работу, обучают преступников-новичков, и приносят главарям преступных структур устойчивый доход. Тем не менее, организованная преступность нельзя отождествлять с понятием профессиональная преступность, поскольку профессиональная преступность предполагает устойчивый вид преступного занятия. Безусловно, организованная преступность подразумевает совершение множества пусть даже однородных преступлений, но смысл ее выражает именно указанное множество, а отнюдь не внутренняя взаимосвязь различных организованных преступлений между собой, и соответственно, разных организованных групп, пусть даже их и совершают определенного рода преступники-профессионалы. Отличительным признаком профессиональной преступности от организованной является то, что криминологическая характеристика политической преступности профессиональной преступности нет главного - экономической базы преступников, накопления капиталов путем противозаконных прибылей, нет криминологическая характеристика политической преступности преступных шаек на государственную политику, органы власти и управления. Еще немного о том, что является для личности импульсом для совершения все новых и новых преступлений рецидив и как на это влияет то, что преступления совершаются в группе. Но сначала о том, что подразумевается под рецидивом. Под криминологическим рецидивом преступлений понимается совершение уголовно наказуемых деяний как лицами, к которым применялось уголовное наказание либо меры его заменяющие, независимо от снятия или погашения судимости за прежние преступления, так и лицами, к которым уголовно-правовые меры воздействия по тем или иным причинам не применялись. К неоднократным преступлениям приводит сочетание различных дефектов нравственного и правового сознания личности. Намного чаще отвечают за общий рецидив лица с неустойчивым характером, внушаемостью, а при совершении преступлений в группе эти качества проявляются еще отчетливей. Активный участник группы в значительной степени утрачивает социальные позиции, присущие личности, но взамен он получает 'признание' и поддержку товарищей. Порождением преступного поведения в данном случае является 'подражание', 'вовлечение'. Под криминологическая характеристика политической преступности группы рецидивисты могут принимать участия и в преступлениях им не свойственных. Если внимательно проследить и проанализировать деятельность таких групп, то можно отметить влияние отдельных участников лидеров на остальных членов группы. Из вышесказанного следует вывод, что организованная преступность отчасти порождает рецидивную преступность, но только отчасти, поскольку рецидивистом может быть и лицо не состоявшее в какой-либо организованной группе. Известно, что членами организованной преступности, в основном, являются люди с криминальным прошлым, имеющие судимость. Таким образом, находясь в составе преступной организации и, совершая преступления, они являются рецидивистами. Кроме того, если организована банда, преступное формирование, преступная группировка, то это в основном уже сразу предполагает совершение нескольких преступлений. Второй признак организованной преступности - экономический. Все преступные сообщества создавались и создаются для постоянного совершения преступлений в виде промысла в целях получения крупных прибылей. Таким образом, главной целью систематического нарушения закона является обогащение, накопления капитала. Полученная преступным путем прибыль отмывается через банковскую систему и оседает на счетах в зарубежных криминологическая характеристика политической преступности, либо вкладывается в недвижимость, в том числе и за рубежом. Часть денег отправляется на воспроизводство преступной деятельности. В результате шантажа бизнесменов, руководителей предприятий со стороны главарей и активных участников организованной преступности, а также неблагоприятной финансово-экономической ситуации, непомерного налогового прессинга, около 55% капитала в экономике и 80% голосующих акций перешли в руки преступных кланов. По сведениям самих бизнесменов, от 30% до 50% предпринимателей работают на преступные формирования. Мафиозные структуры в России контролируют примерно 400 банков и бирж. Рассматривая данный вопрос уместно провести параллель между организованной и экономической преступностью. В настоящее время понятие 'экономическая преступность' наряду с такими понятиями, как 'организованная преступность', криминологическая характеристика политической преступности преступниками криминальных доходов' прочно вошли в понятийный аппарат криминологов и практических работников правоохранительных органов. Экономическая преступность по своей сути носит почти полностью организованный характер. Причем если в зарубежных странах организованная преступность контролирует в основном лишь игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России она властвует практически надо всей экономикой. Она включает в себя несколько десятков составов преступлений хищение, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег, сокрытие налогов и др. Отечественные криминологи считают, что экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений 8. Сосредоточение капиталов в руках частных лиц, в том числе и у лиц, имевших в прошлом криминальный опыт, приводит к тому, что происходит процесс концентрации капиталов с использованием противоправных средств и методов, в связи, с чем происходит слияние общеуголовной, в том числе и организованной преступности с экономической. Третьим признаком является коррупция. Коррупция - это продажность, разложение государственных чиновников, поэтому ее следует отличать от просто взяток, так как они являются лишь средством ее достижения. Коррупция стара как мир. Еще в 1792-1750 году до н. Если выяснишь, что действительно был подкуп, то опечатай серебро и все, что было дано как взятка, и отошли мне. А тех людей, которые приняли взятку, и свидетелей, знакомых с этим делом, вели доставить ко мне' 9. Расследовали, ловили с поличным, сажали на кол, а порок процветал и передавался из поколения в поколение, такой же вечный, как и добродетель. Коррупция определяется как система отношений, основанных на противоправных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам 10. Коррумпированные чиновники прикрывают преступников, снабжают их информацией, оказывают давление на органы, которые ведут работу с мафией. В последние годы коррупция стала массовым явлением, опасность ее очевидна, так как ее масштабы в России периода реформ приняли беспредельный характер, выражающийся в использовании своих полномочий служащими и числе подкупающих их лиц. Криминологическая характеристика лидера преступной организации. Прежде чем переходить к криминалистической характеристике лидера преступной организации дадим определение самого этого понятия - лидер. Изучение закономерностей функционирования коллективов показывает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах, как правило, возникает распределение власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, в частности, направлять их усилия на достижение каких-либо криминологическая характеристика политической преступности. Различают неформальных и формальных лидеров. Неформальный лидер - это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. В социальной психологии существует ряд теорий объясняющих природу неформального лидерства. Неформальные лидеры различными методами воздействуют на членов коллективов. Одни из них стремятся навязать криминологическая характеристика политической преступности определенную линию поведения силовыми методами, другие же действуют методами убеждения 11. Во всяком организованном коллективе есть формальный лидер. Формальный лидер - это носитель административной власти. Его задача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами 12. Как правило в преступных организациях лидеры совмещают в себе вышеуказанные черты формальных и неформальных лидеров. К психофизическим качествам лидера как личности относятся: волевые данные, профессиональное восприятие, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие. Особое значение имеют криминологическая характеристика политической преступности качества лидера. Волевого лидера, как правило, характеризует настойчивость, решительность, энергичность, упорство в достижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность, т. Важной психологической характеристикой является стрессоустойчивость - интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений. Неотъемлемым психологическим криминологическая характеристика политической преступности лидера является доминантность, которую следует понимать как свойство властности, честолюбия. Эти качества предполагают стремление к личной независимости в любых обстоятельствах, готовность к борьбе за свои права, самоуважение, высокая самооценка, высокий уровень притязаний. Среди деловых качеств выделяются профессионально-организаторские черты, поскольку одной из задач лидера является создание команды единомышленников, с этой точки зрения важными качествами лидера являются такие, как: предприимчивость и деловитость. Итак, лидер - член социальной криминологическая характеристика политической преступности, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним 13. Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, большой предприимчивостью инициативой, устойчивой системой взглядов, с тем, что можно назвать мировозpрением. Эти качества обычно выделяют лидеров преступных групп, особенно так называемых воров в законе, крупных расхитителей государственного и общественного имущества, являются существенной характеристикой последних. Они могут служить одним из показателей общественной опасности их личности и общественной опасности их преступного поведения. Лидерами преступных организаций являются люди способные своей силой воли подчинить себе и своим интересам определенный контингент людей, в данном случае криминальный. Под влиянием лидера личности меняют свои позиции и установки в нужное ему русло. Это происходит путем убеждения и внушения. Как правило при этом используются различные средства воздействия, но как правило два основных: доминирование и манипуляция. Доминирование - отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, одностороннее видение другого, стереотипные представления о нем. Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа - с использованием грубого простого принуждения 14. Манипуляция - отношение к партнеру партнерам по взаимодействию как к 'вещи особого рода' - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия - провокация, обман, интрига, намек 15. Сейчас, как правило, лидерами преступных организаций являются не судимые кроме воров в законекаждый четвертый-пятый имеет криминологическая характеристика политической преступности, неоконченное высшее или среднее техническое образование. Они характеризуются как волевые, дерзкие и предприимчивые люди, обладающие определенными организаторскими способностями, деловыми связями и материальными возможностями. Например, из числа опрошенных работников внутренних дел 14% считали, что авторитет лидера держится на материальных средствах, 10% - на уголовных традициях, 24% - на личностных качествах, а 52% указали на криминологическая характеристика политической преступности эти условия, вместе взятые. Причины и условия организованной преступности. Между этапом оценки преступности и познания организации борьбы с ней находится этап выявления детерминации и причинности преступности. Воздействовать надо на то, что порождает преступность и ее развитие. Но нельзя ограничиваться и лишь указанием на причины. Важны и условия, то есть то, что само по себе не порождает преступность, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности. Изменения преступности криминологическая характеристика политической преступности итогом взаимодействия двух составляющих: детерминации обществом и самодетерминации. Ряд ученых высказывает точку зрения о том, что организованная преступность в России существовала всегда: и при царе, и в советское время, и тем более сейчас. В СССР, прежде чем преступные кланы начали действовать, для них была создана прочная криминогенная база. Наиболее развитыми формами организованной преступности в то время криминологическая характеристика политической преступности банды, возглавляемые ворами в законе. В 60-80 годы в деятельность правоохранительных органов был внедрен лозунг 'о возможности полного искоренения преступности в СССР', а затем говорилось, что якобы достигнута почти полная ликвидация профессиональной и организованной преступности в стране, в результате чего, роль правоохранительных органов в борьбе с преступностью была принижена. Была проведена реформа уголовного законодательства, предопределяющая аморфность служебной деятельности правоохранительной системы в отношении лидеров организованной преступности. Из нормативных документов были исключены такие термины, как 'вор в законе', 'уголовно-бандитский элемент' и т. Термины Уголовного кодекса 1960 года, относившиеся к отдельным формам организованной преступности, сводились в основном к понятиям 'банда', 'преступная группировка осужденных'. Такая форма организованной преступности, как 'преступная организация', если ее члены не были вооружены, называлась 'по предварительному сговору группой лиц'. Статьи уголовного кодекса 77, 77. Причиной тому было то, что при криминологическая характеристика политической преступности дел по этим статьям требовалось извещать центральные правоохранительные органы МВД, Генеральную прокуратуру СССРчто было совершенно не выгодно работникам правоохранительных органов на местах, поскольку должностные лица, 'допустившие' преступную деятельность банды или преступной группировки осужденных привлекались к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов. Чтобы избежать таких последствий возбуждались дела по статьям уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за менее тяжкие криминологическая характеристика политической преступности, такие как кража, грабеж, разбой и др. Таким образом, нетрудно заметить, что борьба с организованной преступностью велась методами, применяемыми к групповой преступности. Так когда, в каком году, криминологическая характеристика политической преступности числа произошла Великая криминальная революция? Изобретатель этого афористичного словосочетания Станислав Говорухин, кинорежиссер, снявший первый и лучший советский фильм о криминальной группировке 'Черная кошка' - "Место встречи изменить нельзя", был уверен, что эта революция началась с началом "проклятой" перестройки, либерализации и приватизации. Если даже согласиться с этим далеко не бесспорным предположением, то необходимо отметить, что революционная ситуация созрела задолго до того, как у криминологическая характеристика политической преступности оказался Горбачев. К середине 80-х годов, когда верхи уже не могли, а низы еще не очень-то и хотели, уже был оформлен, идейно и физически вооружен истинно революционный класс, решивший, что отныне не только "зона", криминологическая характеристика политической преступности и вся страна должна жить по законам зоны. У него уже был свой собственный базис - многомиллионные "общаки", своя надстройка - воры в законе, "смотрящие", "бригадиры" криминологическая характеристика политической преступности "авторитеты", свой манифест - "Кодекс воровской чести". В середине 60-х годов в Советской экономике произошли сбои, в результате чего появились группы лиц, незаконно сосредоточившие в своих руках огромные суммы денег, которые стали вкладывать в нелегальное производство. Так начала укрепляться криминальная часть теневой экономики. Она начала окончательно сформировываться в 70-х годов, когда появились первые подпольные цеха, гнавшие левую продукцию, которая в силу дефицитности давала миллионные прибыли. Уже тогда "покупались" нужные чиновники и правоохранители, уже тогда воротилы теневого бизнеса создавали собственные "крыши", сами оказывались под "крышей" у уголовников или погибали от рук конкурентов. Уже в 70-х появилась первая крупная банда рэкетиров, паразитирующая на первых подпольных бизнесменах, - банда Монгола, где проходил свои университеты Япончик. А в 1979 году в Кисловодске прошла сходка цеховиков со всего Союза, принявшая "постановление": отчислять в воровские "общаки" десять процентов всей прибыли подпольных коммерсантов - в обмен на защиту и помощь в конфликтных ситуациях. В 70-80-х годах партийно-хозяйственная номенклатура и ответственные должностные лица государства составили социальный слой неприкасаемых. Они криминологическая характеристика политической преступности тесно связаны с дельцами теневой экономики и главарями преступных групп, в результате чего масштабы преступной деятельности увеличивались, в преступную деятельность вовлекалось все больше лиц, легче отмывались преступные капиталы, а главари преступных организаций все чаще избегали уголовной ответственности. Кооперативное движение дало первые легальные "крыши" для криминологическая характеристика политической преступности преступных капиталов. Так, 90 процентов кооперативных туалетов в Москве эпохи ранней перестройки принадлежали одному мафиозному клану. Когда появились более прибыльные виды бизнеса, по приказу "крестного криминологическая характеристика политической преступности туалеты распродали. И они в подавляющем большинстве криминологическая характеристика политической преступности в первозданный упадок. Первый террористический акт с криминальной подоплекой: пожар 1977-го в криминологическая характеристика политической преступности "Россия", повлекший человеческие жертвы. Официальная версия - халатность какого-то монтера. Истинные причины, которые удалось установить сотрудникам КГБ: ссора при дележе черных ставок на конных бегах. Исполнители: люди абхазского вора в законе Лакобы его группировка базировалась в гостинице "Советской", поближе к ипподрому. Таким вот образом бандиты решили припугнуть оппонентов, но несколько не рассчитали силы. Примерно в то же время в Закавказских республиках появляются первые подпольные вооруженные формирования. Секретные источники сообщают о завозе из Армении в Нагорный Карабах вертолетами боевых снарядов для противоградовых установок, об организации тайников с оружием интенсивном сборе денег у теневиков и коррумпированных чиновников. А в Тбилиси в 1982 году состоялся крупнейший съезд воров в законе, где обсуждался вопрос о том, каким образом можно прибрать к рукам политическую власть в стране. Это были не пустые слова: вор в законе Джаба Иоселиани стал в итоге министром обороны независимой Грузии. Именно он впоследствии в июне 1993 года сделал сенсационное заявление о готовности начать партизанскую войну в России, если она не будет выполнять требования грузинского правительства в связи с конфликтом в Абхазии. Но еще задолго до перестройки будущий первый секретарь ЦК компартии Грузии Джумбер Патиашвили был посаженным отцом на свадьбе вора в законе Кучуури - главы одного из самых могущественных мафиозных кланов в СССР. К концу 80-х Россия была уже четко разделена на зоны, криминологическая характеристика политической преступности ворами в законе. За каждым из воров стоял многофункциональный аппарат. В него входили "положенцы" заместители"смотрящие" руководители на местах"бригадиры" главари банд"кассиры" держатели "общаков" ", "боевики" рядовые бандиты. При этом криминалитет начинает все чаще отходить от норм "Кодекса воровской чести" требующего отказа от семейной жизни, запрета на сотрудничество с государственными органами, несколько обязательных ходок в колонию, отсутствие постоянного места жительства, отказа от любого трудазанимается крупным легальным бизнесом, "засвечивается". Таких воров в законе стали называть "зрелыми". В их среде модно покупать воровской титул или получать его по рекомендации властей. Так, в одном из подмосковных городов бывший "смотрящий" получил титул "вора" по рекомендации своего доброго знакомого, главы местной администрации. Дальневосточный вор в законе Пудель Податев создает в Хабаровском крае фонд "Единство" и вполне официально начинает заниматься благотворительностью. Криминального бизнесмена Айдзердзиса "братва" проталкивает в депутаты Госдумы, а когда он отказывается от сотрудничества с криминалитетом - убивает. Главарь ленинской банды Франц становится: помощником депутата фракции ЛДПР. А лидер солнцевцев Михась получает подлинное удостоверение сотрудника Службы безопасности Президента России. Многие отправляются за рубеж и управляют делами оттуда. Тайванчик, Криминологическая характеристика политической преступности и еще 13 лидеров преступного российского мира обосновались в Германии немецкая полиция создала спецподразделение "Тайга" для борьбы с русской мафией. Руслан и Назарбек Уциевы, представители "чеченской общины", для формирования новых каналов нелегальной транспортировки оружия отправляются в Лондон. Еще до приезда Япончика Марат Балагуда сейчас он отбывает шестилетний срок за экономические преступления в Левисбургской криминологическая характеристика политической преступности в Пенсильвании создает мощный, сплоченный мафиозный клан из русских эмигрантов в США. В первое время криминологи отмечают конфликты между "зрелыми" и "нэпмановскими" ворами придерживающимися старых традиций. Причина в том, что новые воры криминологическая характеристика политической преступности заинтересованы в кражах и взломах. Их благосостояние напрямую зависит от находящихся под их "крышей" фирм. А старые еще не успели привыкнуть к тому, чтобы прикрываться "законным" фасадом. Конфликт традиций и экономической целесообразности сходит на нет к середине 90-х. Своя перестройка происходит и в криминалитете. Сегодня "Кодекс воровской чести" сильного влияния на поступки лидеров преступной среды уже не оказывает. В уголовном мире появляется еще одна социальная группа: "молодняк". Их также называют "беспредельщиной", "шпаной" и "отмороженными". Методы их жестче и циничнее: заложники, массовые расстрелы, взрывы. Российских воров в законе всего около 400. А банд - тысячи и тысячи. Их новые лидеры - "авторитеты". К 1993 году лишь 2 из 12 крупнейших московских банд возглавлялись ворами. В Санкт-Петербурге воры утратили влияние еще в конце 80-х. Продолжают совершенствоваться различные схемы отмывки "грязных" денег, их конвертации и перевода на заграничные счета. Вот одна из самых распространенных манипуляций - 9 контролируемых банков иногда - "добровольно", иногда - под дулами выдают межбанковские кредиты десятому. Он производит конвертацию и по липовому контракту переводит деньги криминологическая характеристика политической преступности кордон. Иногда этот "десятый" привлекает и средства вкладчиков. Затем он лопается, а руководство разъезжается. Криминологическая характеристика политической преступности стране действуют сотни таких банков и АО. Сперва в Санкт-Петербурге, а потом и в других крупных городах наметилась новая организационная перестройка криминалитета. Банды начинают объединяться, создавая "синдикаты" криминологическая характеристика политической преступности. В каждом сообществе - 4-5 банд, в банде - 2-3 группы, в группе - 2-5 звеньев, в звене - 2-5 бригад, в бригаде - 5-10 человек. Рядовые бойцы теперь их чаще называют "стрелками" иногда даже не знают имени своего "авторитета". В "синдикатах" имеются "агенты", "разведка" и "информационный центр". Через сообщество банды контактируют с "законным" миром, имеют прямой выход на высокое начальство. Еще одна криминологическая характеристика политической преступности - появление банд, целиком состоящих из бывших а то и нынешних милиционеров и представителей других силовых ведомств. Как правило, они камуфлируются под охранные бюро. В 1993 году был приговорен к расстрелу офицер криминологическая характеристика политической преступности Макеев, руководитель банды "Белый крест". Милиционеров приглашают и как специалистов. Уголовники именуют таких перебежчиков "оборотнями". Впрочем, этот термин вошел в обиход и самих правоохранителей. Стираются и другие границы. Правоохранителей приглашают на "стрелки" уже не для "подставки" противоборствующей банды. Но в качестве полноценного участника переговоров о переделе сфер влияния. Крупные новые бандиты все меньше отличаются от новых русских и по стилю жизни, и по роду бизнеса. В газетах появляются статьи о честных бизнесменах Сергее Криминологическая характеристика политической преступности по кличке Михась главе солнцевцев и Акопе Юзбашеве по кличке Папа главе пушкинской группировки. Адвокаты мафии теперь у каждого вора или "авторитета" есть личный адвокат, а то и целая адвокатская контора под лозунгом борьбы с преступностью на деньги "общака" баллотируются в Госдуму как погибший весной 97-го г-н Лобанов. Стирание границ между криминологическая характеристика политической преступности и обществом - пожалуй, один из самых страшных процессов. Но уже, похоже, необратимый, ведь "Бесполезно бороться с преступностью - пока преступники у власти". Предупреждение и возможности борьбы с организованной преступностью. Предупреждение преступности буквально означает предохранение 16 людей, общества, государства от преступлений. Это совокупность мер, направленных на выявление, ограничение или нейтрализацию факторов преступности, общественной опасности личности преступника, а также на устранение факторов возникновения и распространения отдельных видов и форм преступлений 17. В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия. Позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, криминологическая характеристика политической преступности иных институтов объективно способствуют предупреждению преступности вообще и организованной преступности в частности. Борьба с организованной криминологическая характеристика политической преступности предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и криминологическая характеристика политической преступности мер. Так в недрах КГБ СССР была подготовлена первая до сих пор еще засекреченная программа борьбы с организованной преступностью: 1. Административный оперативный контроль над воровскими авторитетами, лидерами уголовных группировок, изоляция их от молодежи, обычных правонарушителей в специально отведенных местах лишения свободы. Сокращение уголовной среды за счет декриминализации незначительных правонарушений, пересмотра уголовных дел с признаками незаконного осуждения, создания современной пенитенциарной системы. Отработка надежного финансового контроля. Защита кооперативного сектора от рэкета силами местных органов самоуправления. Отладка и запуск единой информационной системы по преступности. Изучение условий выработки специального законодательства об организованной преступности. Создание независимого органа по борьбе с организованной преступностью. Увы, так же, как и все последующие программы первоочередных действий, по обузданию организованной преступности, она так и осталась на бумаге. В настоящее время необходимо совершенствовать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, т. Ряд ученых высказывает мнение о том, что немаловажное значение в борьбе с организованной преступностью мог бы сыграть закон об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой насилия, либо тот, кто добровольно заявил о своих связях с преступным обществом, либо активно способствовал его разоблачению. Однако помимо реального уголовного закона, стране нужна соответствующая система правоохранительных органов, что теоретически было сделано в 1987-1988 годах. В то время МВД, используя свои внутренние резервы, создало так называемые 'Шестые подразделения', но они были малочисленны и какой-либо серьезной силы не представляли. Их деятельность в основном сводилась к борьбе с преступными группировками рэкетиров, которые были на виду, а для того, чтобы заниматься скрытой частью этого криминального криминологическая характеристика политической преступности не хватало ни сил, ни средств, да и партийно-хозяйственная номенклатура этого не хотела. В связи со сложившейся обстановкой Президент СССР издает Указ от 4 февраля 1991 года 'О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями их организованными формами', носивший декларативный характер. Занимались в основном преступными группировками общеуголовной направленности, а криминальный бизнес и теневые структуры опять оставались в 'тени'. Тем не криминологическая характеристика политической преступности, структура правоохранительных органов менялась. В МВД СССР было создано Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией, наркобизнесом, а на местах - межрегиональные и региональные подразделения, имеющие двойное криминологическая характеристика политической преступности МВД СССР и МВД союзных республик. С конца того же 1991 года в связи с распадом СССР была разрушена и эта система, а некоторых странах СНГ подразделения по борьбе с организованной преступностью были ликвидированы. В России Шестые подразделения были преобразованы в оперативно-розыскные бюро. На базе союзного Главного управления создается управление по борьбе с организованной преступностью, которое имеет свои региональные криминологическая характеристика политической преступности, однако направления деятельности мало чем изменились - это информационное ведение оперативных дел в отношении групп, криминалистический учет, координация усилий в борьбе с международной организованной преступностью. Тем не менее, организованная преступность все расширяла свои границы, ее представители могли беспрепятственно передвигаться не только по России, но и по ближнему и дальнему зарубежью. Данный Указ позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств против главарей преступных группировок. Однако Государственной Думой РФ было принято Постановление от 22 июня 1994 г. N 141-1 'О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью', в котором говорится о том, что подписанный 14 июня 1994 года Президентом Российской Федерации Указ N криминологическая характеристика политической преступности "О неотложных мерах по криминологическая характеристика политической преступности населения от бандитизма иных проявлений организованной преступности", предусматривая меры по борьбе с организованной преступностью, во многом и без достаточных оснований ограничивает конституционные права и свободы граждан - равенство их прав перед законом и судом, право на личную неприкосновенность и другие - и находится в прямом противоречии со статьями 4, 10, 17, 19, 22, 34, 50, 55 Конституции Российской Федерации, а также с целым рядом статей действующего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Тем самым криминологическая характеристика политической преступности система правосудия. В связи с этим и учитывая, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и не могут быть ограничены подзаконными актами. И пунктом пятым данного Постановления ГД РФ рекомендует Президенту Российской Федерации криминологическая характеристика политической преступности от применения Указа от 14 июня 1994 года N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма иных проявлений организованной преступности" до приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации. В этот период были выделены на цели борьбы с организованной преступностью средства из федерального бюджета, увеличилась численность сотрудников органов внутренних дел, увеличился также штат судей для рассмотрения дел о преступлениях, связанных с организованной преступностью и коррупцией. В 1995 году вступил в силу Федеральный закон 'О государственной защите судей, должностных криминологическая характеристика политической преступности правоохранительных и контролирующих органов'. Предпосылкой стало все более усиливающаяся криминологическая характеристика политической преступности насилия в обществе, которая не обошла ни правоохранительные, ни контролирующие органы. Но для решения проблем, обозначенных в законе ни материальных, ни ресурсных средств в государстве как всегда не оказалось. Во второй половине 1995 года вступил в силу переработанный и дополненный Федеральный закон 'Об оперативно-розыскной деятельности'. Данный закон закрепил такие мероприятия, как оперативное внедрение и оперативный эксперимент. Однако, ряд наиболее эффективных мероприятий, таких как 'прослушивание иных переговоров', тогда как в предыдущей редакции это мероприятие было закреплено и толковалось следующим образом: 'Иные переговоры' - это переговоры в служебных, развлекательных, квартирных помещениях, салонов автомашин, а также на открытой территории. На данном этапе борьбы с организованной преступностью, предполагается принятие таких законов, как закон 'О борьбе сорганизованной преступностью' и закон 'О борьбе с коррупцией'. В проекте закона 'О борьбе с коррупцией', например, предусматривается ответственность и тех, кто подкупается, и тех, кто подкупает 18. Субъектами подкупа признаются как физические, так и юридические лица. Нельзя рассчитывать на самодостаточность рыночных механизмов в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Опыт мировой практики показывает, что даже в странах с уже устоявшимися рыночными отношениями, где рынок действует уже в течение столетий и уже десятки лет ведется борьба с организованной преступностью и коррупцией, эти явления все же существуют и развиваются. Однако борьба с коррупцией и организованной преступностью в этих странах не позволяет им глобально криминолизировать государство, поскольку в этих странах постоянно совершенствуются правовые нормы в этой области, а также вводятся дополнительные оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и контрольно-финансовые меры по разоблачению коррупции и организованной преступности. В условиях высокой коррумпированности общества, как в нашей стране, необходимо введении нормы об исключении уголовной ответственности либо ее смягчении при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии существенно бы нарушило коррумпированные связи, создало бы позитивные стимулы к чистосердечному раскаянию. Большинство преступных организаций и сообществ имеют не только связи, но и сообщников за рубежом. Россией предприняты определенные меры по организации международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Так, Российская Федерация вступила в Интерпол, совместно с другими государствами СНГ организовала Бюро по организованной преступности по странам СНГ, в рамках временных международных организаций установлены контакты с Прибалтийскими странами. Были обсуждены проблемы борьбы с организованной преступностью, предложены организационно-тактические меры по борьбе с терроризмом, транспортировкой оружия и взрывчатых веществ. В настоящее время необходимо переходить к борьбе с международными преступными организациями и сообществами на криминологическая характеристика политической преступности международных договоров. Кроме того, результаты противодействия мафиозным структурам могут быть значительно повышены при криминологическая характеристика политической преступности взаимодействии со спецслужбами России, таможенными органами, национальным бюро Интерпола, налоговой полицией, пограничными войсками и т. Достичь этого можно разработкой комплексной программы участия всех субъектов правоохранительной системы, других государственных учреждений и ведомств в контроле за организованной преступностью. При условии дополнения, указанные специальные меры борьбы с организованной преступностью дадут положительные результаты общим мерам по оздоровлению общественных отношений. СНОСКИ: 1 Происходит от арабского 'хашиш' - 'хашишины' - курители гашиша. Учебник под редакцией д. Криминологическая характеристика и криминологическая характеристика политической преступности экономических преступлений. Властители и маги: В 2 кн. Учебное пособие для вузов. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. Далю, предохранять означает 'отвратить вред или опасность загодя, когда она грозит, но еще не постигла делом'. Краткий криминологический словарь - Российская преступность: Кто есть кто. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. Криминология: Учебник под ред. Краткий криминологический словарь - Властители и маги: В 2 кн. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. Учебное криминологическая характеристика политической преступности для вузов. Особенная часть: Учебник под ред. Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати: Ю.



copyright © koloboktravel.ru